Содержание:
Обязательная маркировка одежды станет следующим этапом внедрения системы мониторинга товаров на территории РФ. Ее планируется ввести с 1 декабря 2019 года. До этой даты пройдет запуск системы в тестовом режиме.
Нормативная база системы маркировок одежды
На данном этапе маркировку одежды регламентирует единственный документ - распоряжение правительства №792-р от 28 апреля 2018 года. В распоряжении закреплена дата, с которой внедрение системы маркировки для одежды является обязательным условием ее реализации.
Также нормативный акт содержит список групп товаров, для которых внедрение маркировки является обязательным. С 1 декабря подлежать обязательной маркировке будут:
- одежда из натуральной или искусственной кожи (в том числе и рабочая одежда);
- трикотажные блузки, блузы и блузоны (как машинного вязания, так и связанные вручную);
- пальто, полупальто, накидки, плащи и куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия.
Более детальные инструкции будут подготовлены и опубликованы по мере проведения пилотного проекта.
Обязательную маркировку одежды вводят в качестве борьбы с незаконными и контрафактными товарами. Введенная мера позволит обеспечить потребителей качественными и безопасными товарами, повысить собираемость налоговых и таможенных сборов.
Напомним, что проектом внедрения системы мониторинга товаров предусмотрено внедрение к 2024 году обязательной маркировки всех категорий товаров. Процедура внедрения была запущена в 2016 году, когда производители меховых изделий стали помечать маркировкой свою продукцию. В качестве экспериментов в 2017 году был запущен проект маркировки лекарственных препаратов, в 2018 году - табачной продукции и обуви.
В настоящий момент из обязательных маркировок в России действует только маркировка меховых изделий. Реализация этого проекта позволила увеличить долю легального оборота товаров этой категории с 300 тысяч в 2015 году до двух миллионов в 2017.
Система мониторинга одежды включает в себя этап контроля со стороны покупателя. Для этого будет разработано мобильное приложение, позволяющее сканировать штрихкоды товаров и получать достоверную информацию. При выявлении нарушений, покупатель сможет сообщить о них через приложение. Штрафные санкции будут прописаны в законе о маркировке одежды, который будет разработан в ходе реализации эксперимента. Исполнение будут контролировать налоговые органы, таможенные службы и другие ведомства.
Реализация проекта по обязательной маркировке товаров реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Оператором, генерирующим коды и внедряющим систему мониторинга, является частная организация - Центр развития перспективных технологий. Такое сотрудничество позволяет снизить нагрузку на госбюджет.
Запуск пилотного проекта
Проведение экспериментов по внедрению маркировок - устоявшаяся практика. Она позволяет подготовиться к работе системы всем участникам рынка: закупить необходимое оборудование, отладить внутренние бизнес-процессы. Во время работы в тестовом режиме информация хранится у оператора системы и не передается в надзорные органы.
Эксперимент по маркировке помогает определить эффективность внедрения системы мониторинга в борьбе с теневым рынком, оценить схему взаимодействия между производителями, продавцами и потребителями. Кроме того, в тестовом периоде не взимается плата за генерацию кодов, не назначаются штрафы.
Результаты эксперимента также позволят подготовить законопроект, регулирующий деятельность участников рынка одежды по вопросам маркировки.
Как работает система?
Принципиальных отличий в маркировке одежды от других групп товаров не будет. В цепочке участвуют производители/импортеры, оптовые и розничные магазины, потребители. В ходе производства на одежду будет наноситься код товара, зашифрованный криптографическими методами и содержащий информацию о товаре (название бренда, страна производства, материалы изготовления, импортер, логистические перемещения и уплаченные налоговые и таможенные сборы).
По запросу предприятий-производителей ЦРПТ генерирует и передает им коды для каждой произведенной единице товара. Создание кодов будет платным. После нанесения метки отсканируют и передадут в систему мониторинга. В дальнейшем сканирование кодов будет осуществляться на каждом этапе торговой цепочки: при передаче от производителя оптовым поставщикам, от оптовиков в розничные магазины и при продаже товара. При оплате отсканированного товара информация о его продаже поступит через онлайн-кассу оператору фискальных данных и от него в систему маркировок. При возврате товара код также должен будет сканироваться. С маркировкой одежды с 2019 года будет введен учет и контроль за ее реализацией на территории России. Попытки сбыть контрафактный товар исключены, поскольку информации о нем не будет в системе, и принять или продать такой товар система не позволит.
Какой вид маркировки будут использовать?
Для нанесения маркировочных кодов сейчас применяются различные технологии. Для маркировки шуб используют RFID-метки, для сигарет и обуви применяют цифровые коды DataMatrix. Какие способ выберут для одежды пока неизвестно. В случае с меховыми изделиями к ним прикрепляются чипы радиочастотной идентификации. При маркировке табачной продукции используют менее финансово затратный способ. Код печатается на стикер или этикетку. Для его считывания используются обычный двухмерный сканер. Код также защищен от подделки, поскольку зашифрованную в нем информацию невозможно изменить или удалить.
Что нужно делать для работы в системе маркировки одежды
Подключение к системе осуществляется через подачу заявления в Центр развития перспективных технологий. Поскольку пилотный проект еще не запущен, нет и подробных методических рекомендаций по подключению к нему. Исходя из опыта запущенных пилотных проектов, участникам потребуется отправить заявку на электронный адрес: info@crpt.ru.
Также для работы в системе всем участникам рынка потребуются сканеры для считывания штрихкодов, оборудование для нанесения кодов производителям и онлайн-кассы для розничных продавцов. Кроме того, последние также должны будут подключиться к системе электронного документооборота.