Теги

logo

Проведение выездной налоговой проверки

Поделиться

Проведение выездной налоговой проверки

Содержание:

Что это за проверка

У любой налоговой проверки две основные цели: проверить правильность расчета налога и своевременность его уплаты. И, в случае с неуплатой, доначислить эту разницу. Налоговым органом проводится два вида проверок: камеральные и выездные. С первыми предприниматели и организации сталкиваются, когда подают декларацию. По сути, это сверка отраженных в декларации налогоплательщика данных, с данными из других источников, доступных налоговой. Если цифры сходятся, проверка пройдена. Выездные проверки сильно отличаются - здесь у налоговиков больше ресурсов. В чем особенности выездной проверки, что проверяют и на что рассчитывать по итогам читайте в статье.

Процедура выездной налоговой проверки

Упрощенно проведение выездной проверки выглядит так: принимается решение о проверке, налоговые специалисты проводят ее по месту регистрации бизнеса, предъявляют результаты его владельцу.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение принимает и подписывает руководитель (либо заместитель руководителя) территориального налогового органа. Оно содержит полное или сокращенное название проверяемого налогоплательщика, детали самой проверки (что проверяют и сроки), а также ФИО проверяющих сотрудников ФНС. Налоговые инспекторы обязаны предъявить подписанное решение предпринимателю в начале процедуры. Когда руководитель под роспись ознакомится с решением, будет определено фактическое время ее проведения. Выездная проверка проводится по месту ведения предпринимательской деятельности. Но если для налоговиков невозможно оборудовать рабочие места: фирма зарегистрирована по домашнему адресу владельца или проверяется ИП без офиса, то налоговую проверку проводят в отдельно снятом предпринимателем офисе по соседству либо в налоговой инспекции.

Налогоплательщику потребуется обеспечить доступ ко всем налоговым и бухгалтерским документам, которые запросят инспекторы ФНС, а также к помещениям и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности. Проверку осуществляют минимум два инспектора. Если проверяемый налогоплательщик – крупная фирма, то в проверке участвует большее число налоговых специалистов.

Если камеральная проверка сводится лишь к сверке предоставленных данных, то при выездной проверке налоговики прибегают к различным процедурам:

  • инвентаризация – проверка данных в документах налогоплательщика;
  • осмотр инспекторами помещений, входящих в налоговую базу;
  • запрос необходимых документов или других данных у проверяемого лица;
  • выемка документов, чтобы подтвердить нарушения налогового законодательства;
  • экспертиза – применяется, когда необходима экспертная оценка документов.

Что проверяют при выездной проверке

Выездная налоговая проверка не означает, что будут проверять полностью. Конечно, не исключен и такой вариант, но обычно к каждому налогоплательщику подходят индивидуально и назначают определенный вид проверки. От него зависит, что будут проверять:

  • в ходе сплошной налоговой проверки запрашиваются и проверяются все документы организации за отчетный период;
  • при выборочной - проверяется часть документации по некоторым отчетным периодам;
  • при комплексной - проверяется деятельность организации по всем налогам;
  • при тематической – по отдельным видам налогов;
  • контрольные – вышестоящий налоговый орган проверяет исполнителей выездной налоговой проверки;
  • встречные – запрос информации налоговой о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагента.

Как правило, проверке подлежит документация за последние 3 года. Все документы, интересующие налоговую и относящиеся к предпринимательской деятельности субъекта, изучаются досконально. Список документов, которые потребуют проверяющие, зависит от вида проверки. Вот наиболее вероятные из них:

  • КУДиР (для предпринимателей на «упрощенке»);
  • книги покупок и продаж, счета-фактуры (при проверке НДС);
  • банковские документы (выписки, платежные поручения и т.д.);
  • кассовую книгу и кассовые документы, Z-отчеты (при использовании ККТ);
  • авансовые отчеты, путевые листы, накладные, договоры, акты выполненных работ и т.п.;
  • кадровые и зарплатные документы;
  • оборотно-сальдовые ведомости и прочие бухгалтерские регистры, а также налоговые регистры;
  • прочие документы, зависящие от специфики деятельности налогоплательщика и предмета проверки.

Срок выездной налоговой проверки

На проверку у сотрудников налоговой 2 месяца. Отсчет начинается с даты решения о ее проведении. Обычно сроки выдерживаются, но могут быть увеличены до 4 или до 6 месяцев. Это может потребоваться в ряде случаев: когда необходима дополнительная проверка (если это выяснилось в ходе проверки); если налогоплательщиком не представлены необходимые документы; форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и пр.). Кроме того, проверку могут временно приостановить для проведения экспертиз, получения информации от иностранных госорганов или перевода на русский язык иностранных документов. Максимально этот период может составить до 6 месяцев.

Окончание проверки и действия предпринимателя

По окончании проведения выездной налоговой проверки инспекторами готовится акт ее проведения. На составление этого документа отводится не более 2 месяцев. Он содержит информацию о налогоплательщике, проводимой налоговой проверке и ее результатах. Получая и подписывая этот акт предпринимателю стоит удостовериться в правильности всех реквизитов, даты составления акта и сроках проведения проверки.

Изучить сведения о проверенных документах, проведенных осмотрах и т.д. Ознакомиться с перечнем найденных нарушений и их обоснованием, а также рекомендаций по их устранению и сроками. В целом налоговой нужно, чтобы предприниматель привел документацию в соответствие с требованиями законодательства, уплатил неуплаченные налоги и возможные пени и штрафы. Всего в акте указывается 8 категорий нарушений. В основном они связаны с:

  • порядком постановки на налоговый учет;
  • опозданием предоставления сведений о расчетном счете;
  • уклонением от подачи налоговой декларации;
  • неправильным учетом доходов и расходов, а также объектов налогообложения;
  • частичной или полной неуплатой налогов и сборов;
  • неуплатой налогов;
  • уклонение от налогового контроля (сокрытие информации от налогового органа);
  • нарушением порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Акт передается руководителю организации под расписку в течение пяти дней с даты подписания налоговиками. В случае отказа от его принятия, акт (с отметкой об отказе) направят по почте (заказным письмом) по месту нахождения налогоплательщика. Поэтому налогоплательщик его точно получит.

Готовим возражения на акты налоговых проверок

Акт проведения выездной налоговой проверки получен, но некоторые выводы налоговиков вызывают несогласие. Если так, то у руководителя компании есть месяц на подачу возражений в письменном виде в инспекцию. Использовать эту возможность обязательно нужно, когда на руках есть реальные аргументы и доказательства - это позволит сэкономить.

Как узнать о готовящейся проверке и оценить налоговые риски

Выездную налоговую проверку, если ее назначили, не избежать. Как правило, заканчивается она серьезными суммами доначислений, но вот заранее узнать о ней не получится. Поэтому стоит заранее заняться профилактикой.

Для этого можно провести внешний аудит. Специалисты профильных компаний устроят имитацию выездной налоговой проверки. Этот метод позволит более точно определить возможный сценарий реальной налоговой проверки, понять руководителю все риски организации и подготовить сотрудников к общению с налоговыми специалистами. И, если не избежать выездных налоговых проверок, то быть подготовленными к ним.

В качестве альтернативы можно регулярно проводить внутренний налоговый и бухгалтерский аудиты. Собственные сотрудники будут проверять всю документацию на предмет ошибок и самостоятельно устранять их.

Бесплатный экспресс аудит бухгалтерии

Основания для проверки

В завершении статьи, приведем список критериев, которым руководствуется налоговая при выборе объектов проверки. Они отражены в Концепции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года. Список в определенной мере позволит руководителям компаний самостоятельно оценивать риски попасть под проверку налоговой.

Итак, под выездную налоговую проверку попадут предприниматели, если:

  • налоговая нагрузка налогоплательщика и среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности;
  • налоговая отчетность отражает убытки на протяжении более двух лет;
  • неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  • если расходы составляют более 83% доходов;
  • рост расходов организаций на ОСНО опережает рост доходов от реализации продукции;
  • вычет по НДС выше 89% суммы начисленного налога за 12 месяцев;
  • налогоплательщик не реагирует на уведомления налогового органа;
  • наличие экономически необоснованных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками;
  • частое изменение юридического адреса;
  • рентабельность более чем на 10% отклоняется от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (партнерство с недобросовестными контрагентами).

941

Хочу все знать!

Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса


Как выбрать банк для ИП и ООО Как выбрать банк для ИП и ООО

Законодательство не обязывает предпринимателей для работы открывать банковские счета. Но это необходимо, если предстоят безналичные расчеты с покупателями и заказчиками. Перечислять деньги в бюджет в качестве оплаты налогов и взносов удобнее через банк.

31 Мая 2019
Уведомление о переходе на УСН Уведомление о переходе на УСН

Начинающие предприниматели не всегда могут точно оценить масштабы своего будущего предприятия и тех налоговых обязательств, с которыми им придется иметь дело. Поэтому при регистрации собственного бизнеса нужно внимательно изучить все возможные режимы налогообложения.

26 Июля 2018
Открытие счета в Альфа банке Открытие счета в Альфа банке

Ведение бизнеса все больше зависит от качества услуг расчетно-кассовому обслуживания со стороны банковских учреждений. Поэтому многие предприниматели предпочитают открыть расчетный счет в крупном, заслуживающем доверие банке – Альфа-Банке. Для начала сотрудничества достаточно выбрать один из предлагаемых тарифов и подключить необходимый перечень дополнительных услуг.

13 Июля 2018

Теги

Ваше имя/организация
Ваш телефон
Ваш e-mail

Заказать аутсорсинг бухгалтерии

Ваше имя/организация
Ваш телефон

Спасибо за заявку.

Мы формируем Ваш личный кабинет, Вы будете туда перенаправленные через 5 сек.

Ваше имя/организация
Ваш телефон
Ваш e-mail
Ваше имя/организация
Ваш телефон
Ваш e-mail