Top.Mail.Ru
logo
Персональный бухгалтер
с финансовой ответственностью
Позвоните, чтобы задать вопрос
8 800 301-62-16
logo

Виды налоговых проверок: как и зачем инспекторы ФНС изучают ваш бизнес под микроскопом

Поделиться

Опубликовано: 02.04.2021

2030

В этой статье эксперты чат-бухгалтерии Фингуру рассказали о том, какие виды налоговых проверок существуют, чем они отличаются и что происходит в рамках каждой из них

Проверяющие могут прийти в офис или ограничиться изучением сданной отчетности, приняться за вашу фирму по графику или внепланово. В этой статье эксперты чат-бухгалтерии Фингуру рассказали о том, какие виды налоговых проверок существуют, чем они отличаются и что происходит в рамках каждой из них.

Если хотите знать не только почему могут прийти, но и что делать, прочтите наш детальный материал о проверках ФНС. В нём есть информация о том, какие документы запрашивают инспекторы, на что у них есть право, как с ними общаться и что делать, если с результатами вы не согласны.

Виды налоговых проверок: плановые и внеплановые

Виды налоговых проверок: плановые и внеплановые

Плановые проверки проводятся по утвержденному графику, максимум один раз за три года. Есть исключения, которые Правительство РФ утверждает своими постановлениями, — например, тех, кто оказывает образовательные и медицинские услуги, разрешено проверять два и более раза за три года.

Проводить плановые проверки субъектов малого бизнеса сейчас запрещено — мораторий действует в 2021 и продолжит в 2022. Если ваша фирма к этой категории не относится, можете проверить на сайте Генпрокуратуры, запланирована ли проверка. О том, как это сделать, мы написали отдельную статью.

Внеплановую проверку инспекторы ФНС вправе провести в любой момент, если предполагают, что вы нарушаете налоговое законодательство.

Виды налоговых проверок: камеральные и выездные

Виды налоговых проверок: камеральные и выездные

Камеральная проверка проводится после сдачи декларации и сводится проверке отчетности. Сотрудник ФНС не посещает представительство фирмы, но может удаленно запросить копии необходимых документов — вы или бухгалтер обязаны будете их предоставить. Мы обрабатываем письма из налоговой и отвечаем на требования без участия предпринимателей, для которых ведем бухучет.

Камеральная проверка не требует согласования с руководителем инспекции, начинается без уведомления предпринимателя и занимает до трех месяцев.

Выездная проверка проходит у налогоплательщика, а если это невозможно (например, у индивидуального предпринимателя нет офиса) — в отделении ФНС. В ходе нее проверяют соблюдение кассовой дисциплины, правил учета расходов и доходов и порядка начисления зарплат, экономическую целесообразность хозяйственных операций и т. д. Инспекторы могут провести инвентаризацию, экспертизу, запросить документы и изъять образцы, касающиеся предмета проверки. Стандартная продолжительность выездной проверки — 2 месяца, но при наличии веских оснований ее могут продлить до 4 месяцев и даже до полугода. Вы вправе обжаловать акт проверки в течение месяца после того, как его получили.

Выездная проверка бывает:

  • Комплексная. В ходе нее проверяют всю деятельность фирмы за интересующий ФНС период.
  • Тематическая. Проводится в случае, если был нарушен порядок начисления и уплаты налогов. В этом случае проверять будут только то, что касается конкретного налога.
  • Целевая. Контролируются взаиморасчеты с покупателями, импортные и экспортные операции, основания для применения льгот.
  • Контрольная. Если есть подозрение, что в ходе выездной проверки были допущены ошибки, может быть назначена повторная, которую проведет вышестоящая налоговая.

Есть еще один тип проверки, которая не регламентирована Налоговым кодексом, — встречная. Это процедура проверки документов по сделкам путем сопоставления бумаг, полученных от вас и контрагентов. Если найдут расхождения, это будет означать, что кто-то из участников занижает налоговую базу, скрывая доходы.

В идеале выездные проверки лучше не допускать, в чём вам поможет опытный бухгалтер. Но на всякий случай стоит подготовиться к визиту инспекторов. Мы написали статью о том, какие документы они могут запросить, о чём спрашивают, на что вы имеете право и как обжаловать результаты проверки — прочтите обязательно.

Хочу все знать!

Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса


Эксперт Фингуру

Надежда Солнушкина

Настройка и подключение ЭДО в 1С: пошаговая инструкция Настройка и подключение ЭДО в 1С: пошаговая инструкция

Многие российские компании и госучреждения осуществляют ведение бухгалтерии в 1С. Известный разработчик программного обеспечения также предлагает решение для электронного документооборота – 1С-ЭДО.

5 июня 2024
ЭДО для бухгалтерии ЭДО для бухгалтерии

Переход бухгалтерского учета внутри компании на электронный документооборот способствует оптимизации как внутренней, так и внешней работы. ЭДО позволяет увеличить темпы работы, ускорить поставку или оплату продукции, снизить расходы на канцтовары, защитить документацию бухгалтерии.

5 июня 2024
Как подписать документ PDF электронной подписью Как подписать документ PDF электронной подписью

PDF (полное название – Portable Document Format) – графический формат, применяемый в течение уже трех десятилетий. В рамках электронного документооборота он используется для обмена деловой корреспонденцией, договорами и контрактами, сметной документацией, иными юридически значимыми сведениями.

5 июня 2024
Закрыть

Спасибо за заявку.

Мы формируем Ваш личный кабинет, Вы будете туда перенаправленные через 5 сек.