Герой истории — наш клиент Андрей Бельчиков, руководитель московской компании постпродакшн звука Flysound, который много лет работает в этой сфере и прошел путь от наемного сотрудника до предпринимателя. Мы попросили его рассказать о том, как открыть студию звукозаписи с нуля, сколько на это нужно денег и как преуспеть в студийном бизнесе в условиях жесткой конкуренции.
Что было до создания бизнеса
Андрей Бельчиков более 10 лет работает в сфере обработки звука. Начинал в музыкальной студии, потом понял — музыкальный рынок проседает, поэтому решил заниматься также «звуком для кино».
В 2007 году Андрей с партнерами открыл небольшую студию постпродакшн звука для кино.
«Я понял, что эта ниша востребована: людям всегда нужно будет свести звук или убрать шумы. Предложил эту идею другим специалистам, с которыми вместе работал. Они согласились. Нас не пугало, что придется самим искать заказчиков. За несколько лет мы успели собрать неплохое портфолио, у нас был постоянный поток заказов».
Андрей и его команда знали, как устроен студийный бизнес, поэтому у них не возникало вопросов, как открыть студию звукозаписи.
Из наемного работника в предприниматели
На старте вложили около 600 000 рублей. Самое сложное в открытии компании постпродакшн звука, по словам Андрея, — аренда. Обычное офисное помещение не подойдет, лучший вариант — подвал без окон и с высокими потолками.
«Мы арендовали небольшой подвал в жилом доме. Сделали ремонт и закупили оборудование — покупали и новое, и б\у. Трудности были только с городскими структурами, в остальном сплошные плюсы — платили всего 40 000 рублей в месяц вместе с коммуналкой».
Так команда проработала до 2013 года. Затем Андрею и партнерам предложили попробовать свои силы в одной из крупных московских компаний постпродакшн звука. Они понимали, что придется выбирать — либо развивать свое дело, либо работать в найме. Выбрали второй вариант.
«Это было перспективнее, мы шли за опытом. Было не жаль оставлять свое детище — знали, что через какое-то время снова откроем студию».
Через пять лет Андрей стал руководителем компании, где до этого работал.
Начинать с нуля не пришлось: место хорошее, команда сформирована — осталось наладить управленческие процессы внутри компании. Чтобы полноценно работать, надо было выкупить аппаратуру, которая стоила больших денег. Нужной суммы у Андрея и его партнеров не было, поэтому пришлось искать инвесторов.
«Нельзя сказать, что мы собрались и открыли бизнес. Каждый из нас долго работал, чтобы стать профессионалом. Мы работали хорошо, нас знали. Поэтому, когда мы решили открыть дело, инвесторы были готовы вложиться в нас — они были уверены, что мы не подведем».
Компанию назвали Flysound. Ребята продолжили работать с кино — по их мнению, это по-прежнему более востребовано, чем музыкальная сфера.
Читайте также:Как получить грант от «Сколково», правильно вести бухгалтерию и сдавать отчёты без ошибок
О конкуренции на рынке
Конкуренция на рынке сильная, особенно среди больших студий. Они борются за работу в крупных проектах, которых не так много. Выбирают тех, у кого выше качество работы. А это зависит и от студии, и от специалистов.
«В этой нише много фрилансеров, которые делают работу некачественно, к ним не возвращаются клиенты, их не советуют и у них нет возможности расти. Спрос всегда на толковых ребят. Их не хватает. В нашей студии также была проблема с кадрами, поэтому мы объединились с партнерами. Теперь у нас есть мощная студия и ответственные люди. Клиенты идут к нам, потому что у нас можно сделать любую работу по звуку».
Стартовать в этой сфере легко: можно браться за любые мелкие заказы и постепенно расти. Со временем клиенты будут доверять новичкам крупные заказы, тогда можно будет задуматься о расширении: закупить дорогое оборудование, улучшить студию. И если нет денег, можно поискать инвестора. Маленькой, но ответственной студии сделать это гораздо легче, чем крупным, которые не заботятся о качестве продукта.
«Шансы у всех равные. Инвесторов заботит портфолио: если они видят, что работали над хорошими фильмами, есть постоянный поток заказов, значит вы работаете хорошо, в вас можно вложить деньги. Так мы нашли и своих инвесторов, причем пришлось даже выбирать».
Сейчас команда работает не только с крупными проектами, берут и небольшие заказы: поправить звук в короткометражках или сериалах.
«Мы стараемся быть такими же гибкими, как новый студийный бизнес. Если быть неповоротливыми, новички быстро опередят».
Чтобы оставаться на виду ребята постоянно рекламируются. Они запускают рекламу в социальных сетях, развивают сообщества в Facebook и Instagram , дают интервью, снимают обучающие ролики про то, как работают со звуком для кино. Ежемесячно на рекламу в соцсетях тратят около 100 долларов.
«Людям нравится реклама, где есть интересный контент. Когда мы начали создавать промо-ролики о процессе работы, люди реагировали, делились ими в своих соцсетях и наш бренд стали узнавать. Так работает сарафанное радио: люди рассказывают о нас друг другу. Многие слышат наш звук в кино, им нравится, они приходят. И это самая эффективная реклама».
Сколько стоит открыть студию звукозаписи
Чтобы открыть небольшую студию звукозаписи с нуля нужно вложить около 1 миллиона рублей: деньги нужны на аренду, ремонт и закупку аппаратуры, часть обязательно отложить на непредвиденные расходы. Отбить сумму можно за 2-3 года.
Помещение для аренды лучше выбирать подальше от центра города, ориентироваться на самые простые варианты. Для студии звукозаписи подойдет подвал — арендодателям сложнее его сдать, место можно снять дешево и на длительный срок.
Оборудование стоит дорого, но, если сразу приобрести качественное, оно долго прослужит. Сотрудников в штат можно не нанимать, а найти постоянных фрилансеров.
«Аренда студии вместе с коммунальными услугами обойдется около 40 000 рублей в месяц, на закупку аппаратуры нужно примерно 300 000 рублей. Я первое время не нанимал бухгалтеров и юристов: документов было мало, почти все типовые, поэтому мог со всем разобраться сам. Если не хочется тратить на это время, стоит взять специалиста на аутсорсинге. Начинающему предпринимателю придется платить бухгалтеру около 5 000 рублей в месяц. По мере роста компании, увеличится и чек».
Бухгалтерия на аутсорсе стоит от 3 000 рублей в месяц.
Как компания выбирала бухгалтера на аутсорсинг
Ребята говорят, что задумались о поиске юриста и бухгалтера, когда поняли, что сами не справятся.
«Юриста искать не пришлось, знакомый согласился с нами работать, а по поводу бухгалтера долго думали. В итоге пошли на аутсорс».
Бухгалтера в штат компания не рассматривала. По мнению команды Flysound, специалисты на аутсорсинге работают эффективнее: у них нет отпусков, больничных и они несут материальную ответственность перед компанией, в отличии от штатного, которого по закону штрафовать нельзя, только уволить. А платить за его ошибки придется из своего кармана.
Ребята нашли специалиста наобум, но с ним не сработались.
«Первое время пытались все контролировать: бухгалтер часто забывал догрузить платежки, нам постоянно приходилось напоминать ему о чем-то, а как только мы перепроверили документы, оказалось, что там ошибки. Мы стали переживать: если он допускает ошибки в простых документах, то что творится в сложных, в которых мы ничего не понимаем? Решили: если специалист отнимает много времени, нужно его менять. Так и выбрали компанию Фингуру».
Было важно, чтобы нового бухгалтера не только не нужно было контролировать, но и все вопросы можно было решать оперативно и удобно.
«С Фингуру можно общаться через чаты, выгружать и хранить документы онлайн. Больше всего нравится, что работа бухгалтеров незаметна: они что-то делают с документами, а мы рады, что не тратим на это время и у нас нет проблем».
Сейчас Flysound на тарифе «Нон-стоп», который стоит 24 000 рублей в месяц. Хранить, просматривать и редактировать документы можно в личном кабинете Фингуру, но команда по собственной инициативе дополнительно зарегистрировалась в онлайн-службе G Suite (набор облачных сервисов от Google), которая обходится 15 000 рублей в месяц.
«Услуги бухгалтера на аутсорсе стоят однозначно дешевле, чем штатного специалиста. Зарплата бухгалтера в штате — 90 000 рублей в месяц, это в несколько раз больше, чем мы сейчас платим».
Профессиональный бухучет не должен быть дорогим. Посчитайте, сколько будут стоить услуги Фингуру для вашего бизнеса!
Какие планы на будущее
Компания постпродакшн звука Flysound успешно работает год, вложенные деньги команда планирует вернуть за 3–5 лет. В ближайшее время они хотят выйти на зарубежный рынок и повысить ежемесячный доход на 20%.