- Каким организациям стоит ожидать проверок?
- Как часто проводятся проверки?
- Что проверяют при проверке воинского учета?
- Журнал проверки воинского учета в организации
- Можно ли отказаться от проверки?
- Будет ли штраф, если в организации не налажен воинский учет?
- Как упростить работу с ВУ в компании?
В условиях усиления контроля со стороны государственных органов грамотный воинский учет (ВУ) становится все более актуальным для российских организаций. Проверочные мероприятия могут застать врасплох даже самые организованные компании, а несоблюдение требований грозит серьезными штрафами и репутационными рисками. Что именно проверяют военные комиссариаты, какие документы должны быть в порядке и как грамотно подготовиться к внезапной инспекции? В этой статье разбираем ключевые аспекты проверочных мероприятий.
Каким организациям стоит ожидать проверок?

Ведение ВУ работников вменено всем организациям, где трудоустроен хотя бы один военнообязанный. Представители военкомата или местных органов власти вправе посетить любую такую организацию с контрольными мероприятиями.
Как часто проводятся проверки?
Для юрлиц, где трудится свыше 500 сотрудников, – один раз в год. При меньшей численности периодичность сокращается до одного раза в 3 года.
Риск столкнуться с внеплановой проверкой воинского учета повышается в организациях, не представляющих данные в установленные сроки, в неполном виде, с запозданием.
О проверочных мероприятиях руководителя организации информируют не позже, чем за 5 дней до визита, но узнать о его дате можно и через специальный реестр на портале Генпрокуратуры РФ. Поиск осуществляется по названию юрлица, ОГРН или ИНН.
Что проверяют при проверке воинского учета?
Контролер смотрит, как налажена система ВУ, повышенное внимание уделяется полноте и достоверности данных, содержащихся в личных карточках сотрудников, подлежащих ВУ. Также важно понимать, какие оценки может поставить военный комиссар по результатам проверки организации воинского учета.
На что будет смотреть комиссар – подробно прописано в Методических рекомендациях Генштаба РФ по ведению воинского учета в организациях, а мы собрали основную необходимую информацию в наглядную таблицу.
Объект изучения | Пояснения | Оценки (если применяются) |
---|---|---|
Карточки по формам Т-2 и Т-2ГС (МС) | Необходимо предусмотреть отдельную картотеку, где в разделе №1 будут храниться карточки офицеров запаса, №2 – рядового и сержантского состава запаса, а также прапорщиков и мичманов, №3 – женщин, подлежащих ВУ, №4 – призывников. Для каждого из разделов следует выделить скоросшиватель, однако при небольшой численности сотрудников, подлежащих ВУ, все данные можно оформить в один скоросшиватель | - |
Журнал учета личных карточек | Контролеры внимательно изучают корректность заполнения раздела II «Сведения о воинском учете». Если данные о ВУС более не актуальны, придется направлять работника в военкомат для обновления военного билета | - |
Организационные документы | Проверяется наличие приказа об организации ВУ внутри компании и назначении ответственных работников за данное направление, плана по ВУ | - |
Организация ВУ | Контролер изучает, как ВУ «настроен» в целом – от наличия приказа об организации воинского учета до степени выполнения плана по ВУ. Минимальное выполнение плана, чтобы заработать положительную оценку, – от 70% | «Удовлетворительно» и «Неудовлетворительно» |
Карточки учета по форме № 10 | Проверяется достоверность и отсутствие нарушений в документах. Если все в полном порядке, присваивается высшая оценка | Четыре оценки – от «Неудовлетворительно» до «Отлично» |
Хранение бумаг и наличие специального помещения | Проверяющие смотрят, имеются ли металлические шкафы для хранения документов ВУ, оборудовано ли спецпомещение для размещения сотрудника, ответственного за ВУ. Также проверяется наличие инфостендов, содержащих информацию о ВУ | - |
Качество ВУ | Результат по этому параметру основывается на том, как проверяющие оценили организацию ВУ и ведение учетных карточек. Для высшей оценки необходимо получить «Удовлетворительно» и «Отлично» соответственно | Четыре оценки – от «Неудовлетворительно» до «Отлично» |
Подробнее порядок применения критериев оценки при проверках ведения воинского учета в организации изложен в разделе 7 Инструкции – приложения к приказу Минобороны № 700.
Журнал проверки воинского учета в организации

Результаты проверочных мероприятий отражаются в журнале, оформленном по установленной форме. В первую графу вносится дата мероприятия, во вторую – ФИО и должность контролера, в третью – результаты (с оценками), в четвертую – решение руководителя об устранении недочетов с отметками о проделанной работе.
На свое усмотрение руководитель вправе утвердить приказом план устранения недостатков, выявленных в ходе проверки воинского учета. Унифицированной формы для этого не предусмотрено.
Можно ли отказаться от проверки?
Такой опции законом не предусмотрено, однако перенести проверочное мероприятие на другую дату разрешается, если текущее запланировано на выходной день или вне рабочего времени компании. В качестве подтверждения следует представить проверяющему ведомству внутренний документ, утвержденный руководителем, который устанавливает график работы организации.
Будет ли штраф, если в организации не налажен воинский учет?
КоАП РФ не содержит соответствующей штрафной санкции. Тем не менее, статья 21.1 предусматривает штраф до 400 тыс. руб. для юрлиц – если в военкомат не были переданы сведения для первичной постановки работников на ВУ.
Как упростить работу с ВУ в компании?

Функции по ВУ можно частично передать аутсорс-компании, однако следует учитывать ряд нюансов.
Во-первых, наличие штатного сотрудника, ответственного за ВУ, требуется в любом случае. Его подпись будет стоять на всех документах, связанных с ВУ.
Во-вторых, перед заключением договора с аутсорсером следует убедиться в наличии у него необходимых ресурсов для хранения и передачи персональных данных (ПД). В самом договоре важно прописать ответственность исполнителя за утечку ПД.
И, наконец, даже если ответственность за утечку ПД будет возложена на аутсорсера, ответственность за организацию ВУ – по-прежнему на вашей компании.