24 июня 2025 опубликован ФЗ-168, часто упоминаемый в СМИ как закон о запрете использования иностранных слов в русском языке. Действительно ли правовой акт запрещает использовать иностранные слова и как бизнесу приготовиться к соблюдению новых требований – разбираемся.
Ключевые положения

Для начала отметим, что ФЗ-168 начнет действовать с 1 марта 2026.
Для текста на вывесках, указателях, табличках в магазинах и организациях в обязательном порядке потребуется использовать государственный язык. Разрешается дублирование на языках народов, проживающих в РФ, и на иностранных языках – исключительно в дополнение к государственному.
Нововведения не затрагивают рекламу, зарегистрированные товарные знаки и наименования. К примеру, зарегистрированный в Роспатенте товарный знак «Greenfield» соответствует новым требованиям. Аналогично и с компаниями, названия которых внесены в ЕГРЮЛ на английском и других иностранных языках.
А вот бизнесу, чьи торговые знаки / наименование не зарегистрированы, придется дублировать английский текст на вывесках и табличках на русский. При этом следует использовать те же шрифт, размер и текст, что и для иностранного текста.
Иначе обстоят дела с информационными надписями «открыто», «закрыто», «перерыв», «распродажа». Изначально они должны быть выполнены на государственном языке, но разрешается дополнять их переводом на другие языки.
За невыполнение требований «закона о запрете иностранных слов в России» частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:
- для должностных лиц – предупреждение или штраф 500-1000 руб.;
- для юрлиц – штраф от 5 до 10 тыс. руб.
Не только вывески

НПА о поддержке и защите русского языка, помимо рассмотренных ограничений использования иностранной лексики на вывесках, вводит новые требования для названий ЖК.
Наименование жилкомплекса должно быть на русском, если девелопер планирует применять его в рекламе, направленной на привлечение средств дольщиков. Правило начнет работать с 01.03.2026 и коснется ЖК, введенных в эксплуатацию после указанной даты.
Законодатель учел мнение бизнеса

Изначально проект НПА, внесенный в Госдуму еще осенью 2023, содержал более строгие требования: государственный язык предлагалось использовать для всех коммерческих обозначений.
После опубликования законопроекта в профильный комитет Госдумы поступили письма из ассоциаций компаний розничной и интернет-торговли, согласно которым предлагаемые требования излишни, а их исполнение обойдется бизнесу в миллиарды рублей. Правительство РФ также выступило против законопроекта в его начальной версии.
В результате проект НПА был пересмотрен и к 3 чтению приобрел тот вид, в которым был принят и опубликован.