Индекс настроений малого бизнеса, рассчитанный экспертами Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC по собственной методике, на июнь 2017 года оказался самым высоким за два года проведения исследования и составил минус 21 пункт (значение индекса может изменяться от минус 100 до 100).
В ходе онлайн-опроса 2,3 тыс. клиентов банка — предпринимателей и руководителей компаний — была получена оценка влияния произошедших изменений в экономике на малый бизнес, проанализированы основные факторы и собраны прогнозы на будущее.
«Негативные настроения относительно экономической ситуации на протяжении двух лет остаются практически без изменений. По результатам исследования видно, что предприниматели стали чуть более позитивно настроены относительно своего бизнеса и перспектив его развития, при этом, рассчитывают они только на себя. Каждая третья компания за последние полгода изменила модель продаж. Компании активно инвестируют в развитие своих сотрудников и наращивание экспертизы. Также предприниматели чаще стали заявлять о том, что вкладываются в цифровые технологии и автоматизацию бизнес-процессов – почти 70%. Еще один тренд, который мы наблюдаем с 2015 года – уменьшение количества компаний, чья деятельность связана с импортом, сейчас лишь 23 % компаний малого бизнеса говорят о том, что закупают товары на зарубежных рынках, на июнь 2015 года этот показатель составлял 36%» - рассказал Денис Осин, руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка.
На протяжении двух лет более уверенно себя чувствуют компании в сферах маркетинга, бизнес-услуг (минус 15) и IT (минус 14). Индекс настроений представителей оптовой торговли и производства вернулся на уровень годовалой давности – минус 20 и минус 19. Рост, в сравнении с осенью прошлого года, составил 8 и 7 пунктов соответственно.
Итоговый индекс формируют четыре промежуточных индекса, характеризующих оценку текущей ситуации в экономике и в собственном бизнесе, а также ожидания на следующие шесть месяцев по стране и по своей компании:
- индекс текущей экономической ситуации минус 64, в ноябре 2016 минус 67;
- индекс бизнес-ожиданий минус 28, в ноябре 2016 минус 35;
- индекс текущей ситуации по компании минус 12, в ноябре 2016 минус 15;
- индекс ожиданий по компании 20, в ноябре 2016 – 9.
Оценка текущей экономической ситуации как по стране, так и по отраслям, в сравнении с ноябрем 2016 года возросла на 3 пункта и составила минус 64. Компании малого бизнеса почти во всех регионах отмечают рост покупательской способности населения практически на том же уровне, как ожидали (5% по стране против 8% ожидаемых, и 7% в отрасли против 10% ожидаемых). Во многом улучшению способствовало замедление инфляции и уменьшение просроченной задолженности по зарплате (по данным Росстат - на 3,7%).
Оценка бизнес-ожиданий по стране и отраслям по сравнению с ноябрем 2016 года также стала более позитивной. Во многом это объясняется тем, что последствия холодного лета отразятся на росте цен только в 2018 году - из-за погодных условий нынешнего лета урожай плодоовощной продукции может быть частично потерян, и на следующий год перейдет меньше запасов.
Компании сферы грузоперевозок дали более негативный прогноз в отношении экономической ситуации, чем полгода назад. В сферах строительства, производства и оптовой торговли ожидают некоторого оживления в ближайшие 6 месяцев. Что касается региональной специфики – ощутимо улучшились ожидания у предпринимателей Центрального и Уральского регионов.
Ситуацию в своем бизнесе компании оценивают более позитивно по сравнению с ноябрем 2016 года, но ожидания предпринимателей полгода назад оказались лучше реальной ситуации. Во многом это связано с тем, что треть компаний отмечают стагнацию. При этом представители малого бизнеса реже говорят о негативном влиянии санкций, несмотря на продление санкций Евросоюза против России и расширение санкционного списка со стороны США.
В ноябре 2016 года предприниматели были более сдержаны в оценках ситуации на ближайшие шесть месяцев, тогда значение индекса достигало 9, в июне этого года индекс ожиданий составил 20. Предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее: все больше игроков нацелены на рост прибыли, выручки, частоты покупок и клиентской базы. В первую очередь, это связано с ожидаемым улучшением покупательской способности населения (в том числе и в связи с увеличением МРОТ).
СПРАВКА: Для расчета Индекса настроений малого бизнеса и его составляющих были опрошены клиенты блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка — индивидуальные предприниматели и компании с выручкой до 350 млн рублей в год. Банк занимает 6,4% этого рынка в среднем по стране и порядка 15 - 20% в крупнейших городах России.
Статистическая выборка составила 2300 компаний во всех городах присутствия Альфа-Банка: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Краснодар, Казань, Екатеринбург, Пермь, Омск и другие. В ходе онлайн-опроса эксперты выясняли оценки изменений таких показателей, как прибыль, выручка, размер среднего чека, количество клиентов, частота покупок и других, задавали вопросы о планах развития компаний и критериях успеха. Получена оценка влияния изменений в экономике на малый бизнес и собраны прогнозы на будущее.
Положительные значения индекса означают преобладание позитивных оценок, отрицательные значения — негативных настроений над позитивными. Диапазон индекса от 100 до (-100) процентных пунктов.
ПРОФИЛЬ: Среди опрошенных владельцев бизнеса 65% управляют юридическим лицом, а 45% зарегистрированы как ИП (10% опрошенных представляют и юр. лицо, и ИП), компаний с численностью персонала менее 5 человек — 55%, 5-15 человек — 29%, 16-30 — 7%, более 30 человек — 9%, срок работы бизнеса менее одного года — 16%, 1-5 лет — 44%, 6-10 лет — 18%, более 10 лет — 22%. В опросе приняли участие владельцы бизнеса — 79%, руководители — 36%, другие ответственные сотрудники — 2%.
Ознакомьтесь с подробными результатами исследования (1,45 МБ)
Впервые опубликовано на alfabank.ru