Top.Mail.Ru
Персональный бухгалтер
с финансовой ответственностью
Позвоните, чтобы задать вопрос
8 800 301-62-16
logo

Зарплата или дивиденды?

Поделиться

Что выгоднее платить руководителю и как быть в случае, если директор и учредитель — один человек?

Как известно, нельзя просто так взять и потратить деньги компании. Каждый расход фирмы должен быть обоснован и документально подтвержден. И учредитель, каким бы гордым блеском ни сияла его корона, не вправе расходовать средства организации на личные нужды, несмотря на то, что он — непосредственный владелец фирмы.

По закону имущество организации обособлено от имущества ее учредителя, а размышлять на тему правильно это или нет — занятие праздное.

Куда полезнее поломать голову над другим вопросом: как увеличить доходы, минимизируя при этом расходную часть, в том числе налоговые выплаты? Разумеется, речь идет о законных способах. Но тема эта необъятна и широка, а надо бы сузить. Поэтому для начала зададимся всего одним, но вполне конкретным вопросом: что выгоднее платить директору компании — зарплату или дивиденды?

Попробуем разобраться.

Что такое дивиденды?

Дивиденды — это часть прибыли, оставшейся после выплаты всех налогов. Рассчитывается она следующим образом: из доходной части предприятия вычитаются все расходы, затем из оставшихся средств исчисляются налоги. Полученная сумма и будет чистой прибылью.

От заработной платы такие выплаты отличаются тем, что они не являются денежным вознаграждением за выполненную работу. Поэтому дивиденды не могут стать базой для начисления страховых взносов.

Отсюда вывод: дивиденды есть там, где компания зарабатывает. Если предприятие убыточное или работает только ради того, чтобы держаться на плаву и просто выживать на рынке, думать о такой альтернативе зарплате либо чрезвычайно рано, либо слишком поздно. Во всяком случае до тех пор, пока у компании отсутствует чистая прибыль, о дивидендах можно забыть до того светлого дня, когда убыток, полученный фирмой, не перекроет доходная часть.

Хорошо, допустим, вы провели анализ и с высокой степенью уверенности можете спрогнозировать работу своего предприятия на долгосрочную перспективу. Анализ вас радует: доходы будут. Но и заставляет задуматься: расходы тоже немаленькие, надо бы снизить. Но как?

Вы подумали об этом и вспомнили, что несколько лет назад читали в экономической периодике, что налог на доходы физических лиц (НДФЛ) при выплате дивидендов меньше, чем при выплате зарплаты (9% против 13%). И относительно недавно это было именно так. Но этот мир, как известно, придуман не нами, а налоговое право пишется не нашей рукой. Пункт 4 статьи 224 Налогового кодекса РФ, в котором ранее была установлена ставка для доходов в виде дивидендов для физлиц в 9%, перестал действовать с 1 января 2015 года. Теперь эти доходы облагаются по общеустановленной ставке — 13%.

Но большей ясности в вопросе, что лучше платить директору (зарплату или дивиденды), это обстоятельство пока не вносит. Поэтому идем дальше.

Кто ты, начальник?

Давайте выясним сначала, какими бывают руководители. Речь, разумеется, не о личных качествах, а об их правовом статусе. Итак, директор, это:

  • наемный управленец. С ним все относительно ясно. С точки зрения законодательства он такой же работник предприятия, как секретарь, бухгалтер или уборщица. Согласно Трудовому кодексу он имеет равные с ними права, а вот обязанности — те, что прописаны в трудовом договоре;
  • один из учредителей компании (не единственный). Несмотря на то, что он является владельцем части бизнеса, с ним можно и нужно заключать трудовой договор, чтобы юридически закрепить ответственность и его обязанности как управленца. Подписать такой договор может кто-то из учредителей;
  • человек, основавший предприятие. То есть являющийся не только директором, но и единственным учредителем.
С нашей точки зрения, третий пример — один из самых интересных.

Либо человек, либо пароход

Если директор компании и ее учредитель — одно лицо, то сразу же возникает вопрос: получается, ему нужно заключать трудовой договор с самим собой? Как говорится, всегда приятно поработать с умным и честным человеком, но не является ли такое «раздвоение» юридическим ляпом?

«Нет, не является, — говорит нам закон. – Юрлицо и физлицо — это не одно и то же, пусть даже речь идет об одном человеке. Действуя от имени компании, физическое лицо обезличивается, становясь как бы фирмой, как бы странно это ни звучало».

«Человек и пароход» — так называют того, кто добился большого успеха в своем деле. С юридической точки зрения нельзя одновременно быть и «человеком», и «пароходом». Тут уж кому что ближе. Придется выбирать. Во всяком случае в суде действия юрлица признаются исключительно как действия компании. Значит, все-таки возникает необходимость заключать договор с самим собой?

«Нет, — отвечает нам законодательство, — не возникает. Договор — это всегда двустороннее соглашение, а если сторона всего одна, то как это можно осуществить на практике, даже если очень хочется?».

Ну да, действительно. Что это мы? Хорошо. Тогда, если нет договора, отпадает и обязанность платить зарплату (самому себе), и трудовое законодательство в данном случае не нарушается?

«Да, — соглашается законодательство, — я в данном случае не нарушаюсь. А вместо зарплаты директор-учредитель может получать чистую прибыль — дивиденды».

Вы уверены?

Есть определенные правила выплаты дивидендов, которым нужно следовать. Выплачивать их можно не чаще одного раза в квартал (или раз в год, или с другой, превышающей минимальный временной интервал, периодичностью). В противном случае налоговая инспекция и проверяющие правильность страховых взносов внебюджетные фонды могут посчитать более частые выплаты завуалированной зарплатой. И принять решение о доначислении налогов и страховых взносов.

Также нужно отдавать себе отчет, что, если вы решили выплачивать дивиденды, нужно быть уверенным в том, что уставный капитал компании оплачен полностью, а организации не грозит банкротство и она не потерпит финансовое фиаско после разовой выплаты чистой прибыли.

Также после выплаты дивидендов стоимость чистых активов должна быть не меньше уставного капитала компании и резервного фонда, если таковой имеется.

Получать дивиденды может тот, кто имеет имущественное право на долю в уставном капитале организации. То есть если директор компании является одним из акционеров, он вправе рассчитывать на дивиденды.

И, наконец, право принимать решение о выплате дивидендов может быть только у собственника или собственников, если учредителей несколько. То есть при варианте, когда учредитель и директор не одно лицо, а как минимум два. Рассмотрим подробнее и этот случай.

Что же все-таки лучше? Считаем

Дивиденды — это выгодно, но не всегда. И не во всем. Почему? Рассмотрим на конкретном примере.

Допустим, ваш ежемесячный доход составляет 43 500 руб. За вычетом 13% НДФЛ (6 500 руб.) и взносов в пенсионный фонд (15 100 руб.). Таким образом, вы должны будете отдать государству 21 600 руб.

А сколько придется отдать, если выбрать вариант с дивидендами? Всего 6 500 руб. – 13% НДФЛ. Вроде бы здорово, но не забывайте, что при получении зарплаты хоть какую-то часть своего заработка вы отчисляете на будущую пенсию, а при выплате дивидендов — нет. Хотя сейчас, кажется, Пенсионный фонд окончательно всех запутал, и, возможно, разумнее будет положить полученную сумму дивидендов на банковский депозит.

Теперь вы знаете все. Решать только вам

Общий для всех вывод о том, что же выгоднее предприятию — зарплата или дивиденды, сделать нельзя. Каждая компания, в зависимости от масштабов финансовых активов, системы налогообложения и видов деятельности (некоторые организации могут рассчитывать на налоговые льготы, согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212 ФЗ), должна принимать решение самостоятельно, проанализировав ситуацию.

Разумеется, делать это можно только в том случае, если у вас есть долгосрочный прогноз относительно будущих затрат, выручки и размера фонда оплаты труда.

Елена Крохмаль, консультант Фингуру

Впервые опубликовано на Kontur.ru

4470

Хочу все знать!

Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса


Порядок оформления экспорта в Казахстан и Беларусь: пошаговая инструкция Порядок оформления экспорта в Казахстан и Беларусь: пошаговая инструкция

Российская Федерация, Республики Беларусь и Казахстан – давние партнеры и члены Евразийского Экономического союза (ЕАЭС) – бывший Таможенный союз. Между странами налажено свободное торговое пространство, упразднен надзор таможенниками, поэтому нет необходимости оформлять грузы в стандартном понимании. Есть льготы при параллельном импорте. Однако бухгалтерский и налоговый учет экспортных сделок осуществляется в обязательном порядке. Его можно отдать на аутсортинг.

22 ноября 2023
Как управлять бизнесом в России из-за границы: трудности и решения Как управлять бизнесом в России из-за границы: трудности и решения

Основные трудности в управлении предприятием на расстоянии и их решения: как избежать двойного налогообложения, выстроить удалённую коммуникацию с сотрудниками и контроль бизнес-процессов, оптимизировать бухгалтерию и делегировать операционку ответственному лицу.

22 ноября 2023
10 самых частых ошибок начинающих предпринимателей при открытии ИП и ООО 10 самых частых ошибок начинающих предпринимателей при открытии ИП и ООО

Рассматриваем типичные ошибки начинающих предпринимателей и как их обойти: сравнение режимов налогообложения и легальная оптимизация налогов, учёт отраслевых налогов, работа на маркетплейсах и своевременная сдача отчётности.

22 ноября 2023
Закрыть

Спасибо за заявку.

Мы формируем Ваш личный кабинет, Вы будете туда перенаправленные через 5 сек.