logo

Как масштабировать свой бизнес и не споткнуться на стадии быстрого роста?

"Лучшая метафора для быстрого роста – это строительство одной из тех огромных сложных башен из набора Лего"


InnMind уже публиковали статью о масштабировании и росте команды, рекомендуем вам перечитать ее, в этой цитате основная мысль:
«Лучшая метафора для быстрого роста – это строительство одной из тех огромных сложных башен из набора Лего» - говорит она. «Сначала все полны энтузиазма. Увеличивать размер команды – это привилегия. Быть внутри взлетающий как ракета компании – действительно круто: вокруг так много деталей Лего, вы можете построить всё, что угодно! И когда вы только начали расти, у каждого так много кубиков Лего, из которых можно выбирать – они решают по 10 задач одновременно – и все чувствуют свою причастность к строительству чего-то важного», - Молли Грэм, директор по производительности Quip.
Однако дальше, как говорит автор сттьи, начинаются сложности.. И тут стоит помнить, что масштабирование подразумевает под собой не только сложности в наборе команды, но и другие аспекты. Мы пообщались с несколькими стартапами, задав самые основные вопросы про рост их проектов. Делимся с Вами некоторыми интересными и полезными советами от:
Алексей Ермолов, Директор Фингуру - он-лайн Сервис для организации и ведения бухгалтерского учета компаний
Кирилл Бадулин, Руководитель службы адресных проектов SkyWay Technologies Co. - инновационные транспортные технологии

С какими сложностями Вы столкнулись в процессе масштабирования?
Алексей: Сложно было, пожалуй, только в самый первый период, когда в новую компанию нужно было привлечь первых клиентов. На этом этапе нам повезло с партнером – компания СКБ Контур помогла нам тогда, разместив в своем сервисе «Бухгалтерия контур» кнопку «Нужна помощь бухгалтера». Нажав на нее клиенты попадали к нам. А дальше – реклама и сарафанное радио. Очень многие клиенты приводят к нам своих друзей и знакомых. Мы посчитали – каждый 4 наш клиент привел хотя бы одного друга. В остальном особенных сложностей мы не заметили. ИТ-инфраструктура позволяет гибко масштабироваться вслед за клиентом. Таким образом, мы сейчас легко справляемся с заложенным трехкратным ростом в год.
Кирилл: Основные проблемы в процессе масштабирования - это поиск финансирования и подбор персонала. Масштабирование бизнеса происходило поэтапно, в зависимости от целей и задач компании.
Для привлечения специалистов в команду применялись схемы материальной и нематериальной мотивации: стремление создать то, что ранее никто никогда не делал, возможность работы в команде талантливых людей, возможность изменить мир, возможность работать в перспективе в корпорации мирового уровня.
Финансирование осуществлялось по схеме краудинвестинга, организованного иностранной компанией-учредителем.
Как набирали и растили команды, где и по каким критериям Вы отбирали сотрудников?
Алексей: Костяк команды пришел из управляющей организации, объединив многолетний опыт работы лучших сотрудников из сектора B2B продаж и «дикой» автоматизации процессов. Оставшуюся часть команды набирали постепенно, сформулировав определенные требования к сотрудникам - через кадровое агентство.
Что были за критерии, спросите вы – это профессионализм, гибкость, стремление расти и большой запас энергии. В общем, искали таких же фанатиков как мы :)
Кирилл: Набор команд осуществлялся по профессиональным компетенциям и с учетом этапов развития компании. Критериями отбора были, конечно, профессиональные компетенции, но также и способности к творческому мышлению, неординарный подход к решению задач, владение иностранными языками. При этом облегчению этой задачи во многом способствовал кризис в экономике Республики Беларусь и незавидное положения ряда крупных промышленных предприятий, включая предприятия машиностроения, сотрудники которых с удовольствием присоединились к нашей команде.
Что интересно, изменения происходили не только в масштабе компании, но и в масштабе отдельных подразделений. Например, численность опытно-экспериментального производства только за 2016 год выросла с 4 до 25 человек, при этом его функции также претерпели существенные изменения: если ранее подразделение выполняло в основном функции конструирования моделей, то сейчас оно перешло к проектированию и производству опытных образцов и отдельных узлов (мотор-колесо, корпус, элементы салона и др.) подвижного состава SkyWay специальной конструкции - юнибусов. Первые экспериментальные действующие образцы юнибусов, изготовленные на опытно-экспериментальном производстве, будут продемонстрированы в ЭкоТехноПарке после его ввода в эксплуатацию в 2016-2017 гг.
Как быстро Ваш бизнес растет и масштабируется?
Алексей: Как мы уже говорили, каждый год наша клиентская база увеличивается в 3 раза. Сейчас у нас больше 400 клиентов, и нам есть куда расти.
Кирилл: Бизнес белорусского офиса компании SkyWay растет и масштабируется достаточно быстро - еще в 2014 года в компании работал всего один человек, а сейчас в команде уже 180 сотрудников.
Большая часть роста связана с появлением новых отделов, например, мы создали отдел маркетинга специально под проекты по продвижению нашей технологии на мировые рынки. Также в рамках этих проектов увеличивается численности персонала подразделений (юридическое управление, бухгалтерия, кадровая служба, Дизайн-центр).
А в связи со строительством ЭкоТехноПарка в Минской области наша численность возросла до 180 человек к началу августа 2016 года - и мы продолжаем быстро расти!

Впервые опубликовано InnMind
Фото:
Разделы
Популярные метки