Эксперты отмечают существенный рост налоговых поступлений. Только за четыре месяца этого года ФНС удалось собрать почти на триллион рублей больше, чем годом ранее.
Улучшение администрирования и расширение полномочий налоговиков – совершенно очевидный и ясный тренд, который, безусловно, и дальше будет развиваться.
Государство работой налоговиков довольно, собираемость денег растет, а налоговая служба ищет новые области, где она может показать собственные достижения и усилить свое влияние.
Один из самых «дорогих» и крупных налогов, которые поступают в бюджет, – это налог на добавленную стоимость. По итогам I квартала 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года собираемость НДС увеличилась на 17 процентов. Почему?
Тотальный контроль за уплатой НДС
Государство установило тотальный контроль за уплатой НДС, и это привело к тому, что компании стали реже скрывать налог на добавленную стоимость. Почти все бизнес-процессы стали прозрачными, ревизорами теперь все отслеживается, так что «места для подвига» практически не осталось. Развивая этот успех, ФНС предложила Минфину расширить полномочия фискального ведомства по контролю за НДС и внести новые поправки в Налоговый кодекс (от 22 декабря 2016 г. № ЕД-4-15/24737 ФНС России и от 26 января 2017 г. № ЕД-4-15/1281@). Ревизоры хотят получить право требовать подтверждающие документы по всем необлагаемым операциям, перечисленным в статье 149 НК РФ. Вступление в силу этих изменений по администрированию НДС ожидается во второй половине 2017 года.
Рассмотрим подробнее, в чем суть этих грядущих изменений. Статья 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» содержит перечень направлений хозяйственной деятельности, не требующих начисления и уплаты НДС. Все виды деятельности в этой статье разбиты на три блока. Во-первых, это передача в пользование на возмездной основе площадей зарубежным компаниям и гражданам других стран, если они имеют аккредитацию для работы в РФ. Во-вторых, это блок о продаже различных наименований социально значимой продукции, куда входят изготовление лекарств, оказание медицинских услуг населению, образовательная деятельность и инвестиционные проекты в указанных областях (п. 2 ст. 149 НК РФ). Третий блок подразумевает вывод из-под НДС обособленной группы специфических операций. В пункте 3 статьи 149 НК РФ приведен перечень из 17 видов операций, которые не подлежат обложению НДС: реализация церквями предметов религиозного назначения, производство и продажа продукции, созданной людьми с ограниченными возможностями, операции кредитных учреждений, страховые услуги, организация лотерей, займы, выданные наличными или ценными бумагами, продажа жилых помещений россиянам и др.
Законные требования по НДС
ФНС в своих письмах Минфину (от 22 декабря 2016 г. № ЕД-4-15/24737 ФНС России и от 26 января 2017 г. № ЕД-4-15/1281@) предлагает изменить Налоговый кодекс так, чтобы ревизоры могли законно требовать любые документы и пояснения по всем не облагаемым НДС операциям. Для этого государству нужно просто дополнить пункт 6 статьи 88 НК РФ. Поправки также направлены на разграничение: что следует относить к льготам, а что – к необлагаемым операциям. В первом случае ревизоры будут вправе требовать документы и пояснения, во втором – нет. Но уже сейчас налоговики могут контролировать льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Льгота – это преимущество категории налогоплательщиков. К этой категории можно отнести столовые школ, церкви, организации инвалидов и др. (п. 2 ст. 149 НК РФ). Все эти организации не платят НДС с реализации, однако любой инспектор вправе потребовать у них документы и пояснения. При этом фискалы не вправе требовать дополнительную информацию у компаний, чьи операции не облагаются НДС (займы, спортивные лотереи, реализация жилья и др.). Именно этот пробел, по мнению налоговиков, нужно ликвидировать.
Камеральные проверки по НДС
ФНС в своем письме от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@ рекомендует инспекторам проводить камеральные проверки деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС (п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ), с применением нового риск-ориентированного подхода. При таких проверках контролеры должны будут учитывать уровень налогового риска, присвоенный Системой управления рисками АСК «НДС-2», а также результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС, выясняя, правомерно ли компанией были применены льготы. У фирм будут требовать пояснения об операциях, по которым они применили преференции.
Обратите внимание: 17% на столько увеличилась собираемость НДС в I квартале 2017 года по сравнению с 2016 годом.
Коммерсанты будут вправе представить запрашиваемую информацию в виде реестра подтверждающих документов, а также список и формы типовых договоров, применяемых ими при осуществлении операций по соответствующим кодам. Если компания не представляет реестр или отправит его не по рекомендуемой форме, то налоговики запросят документы в полном объеме.
Наполняемость бюджета
Цель и задача этих действий – повысить наполняемость бюджета и получить больший контроль над бизнесом. Полагаю, что конечная цель ревизоров – изучить вопрос, как действуют те организации, у которых есть льготы по НДС или чьи операции до сих пор не облагались налогом, а затем перевести эти виды бизнеса в какую-то форму, облагаемую налогом. На данном этапе, если предложения фискалов будут приняты Минфином, а такая вероятность высока, компаниям предстоит проделывать больше работы по предоставлению контролерам документов и пояснений. В этой ситуации в свободном от НДС бизнесе произойдет «чистка рядов» – из него уйдут те, кого в первую очередь привлекает возможность не платить НДС, а значит появится больше прозрачности в рядах тех, кто останется. Как эти новшества повлияют на бизнес-климат и как работа налоговой скажется на доходах ИП и бюджета, покажет время.
Комментарий эксперта
Рассказывает Павел Тимохин, руководитель отдела бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру»: «В пункте 3 статьи 149 НК РФ приведен перечень операций, которые не подлежат налогообложению НДС. Но конкретика и ясность по вопросу понятия льготы при камеральной проверке по НДС озвучена лишь в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33 “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость”. В частности, проблеме предоставления документов при камеральной проверке посвящен пункт 14. Акцент делается на понятие налоговой льготы, и ВАС отсылает нас к пункту 1 статьи 56 НК РФ.
Пленум ВАС дает понятие льготы и приводит формулировку: льготой признаются преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. И приводится пример организаций, которые осуществляют определенные виды деятельности.
После выхода письма Минфина и ФНС от 26 января 2017 года налоговикам дано указание четко придерживаться объема истребуемых документов при проведении камеральных проверок по НДС, в которых отражены не облагаемые налогом операции в соответствии со статьей 149 НК РФ. И понятие “льгота” при запрашивании документов определяется в соответствии с пунктом 14 Пленума ВАС РФ “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость” № 33 от 30 мая 2014 года. С выходом письма и вводом такого понятия, как риск-ориентированный подход камеральных проверок, сузится объем запрашиваемых ревизорами бумаг».
Впервые опубликовано на Бухгалтерия.ru